Многое зависит от нас
В Священном Писании о нашем времени есть позитивные и негативные пророчества. В моем богословском понимании это как погода, которая может быть диаметрально противоположной в разных частях света. Как различные атмосферные и географические явления могут обуславливать климатические условия, так и различные аспекты духовной жизни народов создают духовный климат в городе, регионе, стране.
С одной стороны: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).
С другой стороны: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деяния 2:17-21).
Такие диаметрально противоположные явления будут чередоваться, пересекаться, как дождь может идти полосами – где-то есть, а где-то нет.
Через всю Библию мы видим примеры того, что в тех местах, где умножается грех, беззаконие, социальная несправедливость, насилие, моральное разложение, там сгущается духовная тьма, и у дьявола появляется законное основание действовать. А он приходит только для того, чтобы «украсть, убить и погубить».
Библия также много рассказывает о тех героях, которые «вставали в пролом» через пост, молитву и дела милосердия и меняли духовную атмосферу в своем народе. Один из ярких примеров этого – пророк Даниил. В его личной жизни все было неплохо – карьера вельможи, уважение, хорошее благосостояние. Но он принял решение поститься за освобождение и восстановление своего народа, который в это время был в рабстве, а Иерусалим был полностью разрушен. Результатом его духовного подвига было восстановление израильского народа как нации.
Другой не менее яркий пример – библейский герой Неемия, карьеру которого можно сравнить с министром продовольствия в престольном городе Сузы у великого персидского царя Артаксеркса. Повстречав однажды своего земляка из Иерусалима, Неемия узнал о больших проблемах своего народа и малой родины, что вдохновило его к духовному подвигу поста и молитвы.
«…я находился в Сузах, престольном городе. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое. Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего» (Неемия 1:1-11).
Результатом стало невероятное расположение царя и его содействие в деле восстановления Иерусалима, а также удивительный подъем народного патриотизма и участие в возрождении своей страны.
Подобных примеров в Библии великое множество. Всех их можно обобщить словами апостола Иакова: «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16).
Некоторые люди представляют Бога «жандармом», который ищет повода наказать людей за проступки. Напротив, Библия утверждает, что Бог ищет тех, кто может вступиться, молиться и поститься за свой народ и город, чтобы у Бога-Справедливого Судьи были основания для милости, благословения и восстановления.
«Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» (Иеремия 5:1).
Я очень благодарен Богу, что в культуре нашего народа возрождается обычай Великого поста перед Пасхой, и все большее число людей понимают, что это не просто ограничение себя в еде, но и духовный подвиг молитв и ходатайства за свою страну, город, семью.
В Библии есть много видов поста от самого строгого до легких, частичных, и подходить к посту надо аккуратно, а длительные посты желательно – и с консультацией врача.
Самый распространенный пост – это частичный, или так называемый «пост Даниила». При нем не употребляют пищу животного происхождения и сладости, но увеличивают время на молитву и изучение Божьего слова.
Сегодня, когда мы становимся свидетелями таких кровавых событий в мире, увеличении агрессии, экстремизма, терроризма, испытываем потрясение от новостных сюжетов от того, что произошло в Брюсселе, до этого – в Париже и других городах Европы и на Ближнем Востоке, мы как поистине верующие люди должны «встать в пролом», молясь Богу о своем народе.
«…и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремия 29:7).
Пост также может касаться и личных нужд человека, помогая решать различные жизненные проблемы и освобождая от демонических оков, что мы часто называем различного рода зависимостями (курение, алкоголизм, наркомания, аморальность). Иисус Христос учил, что некоторые виды дьявольских оков падут только от молитвы и поста.
«…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Евангелие от Матфея 17:21).
Некоторые христиане выглядят как беспомощные жертвы «запинающих грехов». Это не какая-то случайная оплошность, но укоренившееся греховное поведение или отношение, порабощающее человека и превращающее его в жертву. В подобных ситуациях люди часто говорят, что ничего не могут с собой поделать. Я верю, что Иисус Христос на кресте умирал ЗА ВСЕ грехи, включая и наши «запинающие». В освобождении важна вера и прилагаемые усилия в виде поста и проведения времени в молитве и чтении Слова.
В книге пророка Исаии, в 58-й главе открываются ошибки, которые люди делают по плоти, сводя на нет духовные усилия.
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте»(Исаия 58:3,4).
Если же мы сохраним себя от подобных проявлений плоти, (хотя во время поста нервная система у проголодавшегося человека взвинчена), и будем исполнять библейские инструкции для духовного подвига, для нас откроются Божьи обетования постящимся.
«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исаия 58:8-12).
Епископ Андрей Дириенко