Что вы знаете о страдании?
«От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.» (2 Кор.11:24-31).
Апостол подчеркивает то, что он необычайно много страдал за Христа, и именно этим хвалится, вернее хвалится благодатью Божией, сделавшей его способным быть гораздо более других в трудах, переносить очень большие страдания — безмерные раны, частые заключения в темницы и многократные угрозы смерти.
Павел был апостолом язычников, и поэтому его ненавидели иудеи; они вредили ему, как только могли.
От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Сорок ударов были предельной мерой, предусмотренной их законом (Втор. 25:3), но обычно, чтобы не превысить ее, они сокращали наказание на один удар (40 удар привёл бы любого человека к смерти, поэтому били на один раз меньше), это было единственное снисхождение, какого Павел удостоился от иудеев. Однажды он был побит озверевшей толпой так, что его уже посчитали мертвым — «И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим.» (Деян.14:19)
Далее он говорит, что три раза терпел кораблекрушение, и мы вполне верим ему, хотя в Священном Писании повествуется только об одном из них. …Ночь и день пробыл во глубине.
Он был в опасности не только среди явных врагов, но и среди тех, кто, называя себя братьями, в действительности были лжебратьями.
Павлу не были знакомы богатство и изобилие, власть и наслаждения; он часто был в бдении, испытывая голод и жажду; часто в посте; терпел стужу и наготу.
И это было не все; на нем как на апостоле лежала забота о всех церквах. Об этом он пишет в последнюю очередь.
Не было ни одного немощного христианина, кому не сочувствовал бы Павел, и ни одного соблазнившегося, за кого бы он не переживал.
Он не стыдился своих страданий, а наоборот, почитал их за честь, и поэтому, хотя хвалиться было противно его природе, он говорит: Если должно (мне) хвалиться, если мои враги вынуждают меня к этому, то буду хвалиться немощью своею.
Страдания за правду более, чем что-либо другое, послужат к нашей похвале.